Какое самое часто употребляемое слово в Уанете и Рунете за последние три месяца? Правильно, «кризис». Вечером 16 марта по его запросу google выдал 51 300 000 страниц. Да и без подобных подсчетов заметно, что эфирные и печатные поля наших и российских медиа напоминают сводку c фронтов. Лично я после трех месяцев ожидания если не конца света, то, по крайней мере, генеральной репетиции, перестала обращать внимания на новости. За исключением курса валют, участи банка, в котором покоится мой депозитный вклад и того, что нужно по роду деятельности. Нужна ли в Украине «антикризисная» цензура – эту тему и предлагаю обсудить.
Об этике в журналистских материалах говорится часто и много. Но зачастую посвященные этому вопросу «сижи» пропагандируют лояльность к личному пространству отдельных персон, имиджу бизнес-структур и видимости деятельности органов власти. При этом о корректности к нашему государству и к нашему народу говорить не принято. Тут действует свобода слова. Поэтому каждый желающий доносит в полном объеме, насколько глубокая ж… наступает, какие разрушительные последствия это состояние несет и советует привыкать, потому что дальше будет хуже. И так – со всех сторон, начиная от безответственных заявлений политических шоу-бизнесменов, до экспертных выводов журналистов «Вісника ……ївщини».
Который месяц подряд СМИ убедительно разъясняют, что вернулись 90-е, с их разрухой, нищетой, разгулом криминала, гиперинфляцией. Напоминают правила выживания. Глянцевые издания публикуют фоторепортажи с модными коллекциями, обогащенными леггинсами, лосинами и вьетнамками. Городские газеты дают советы по выбору «кравчучек», тюнингованые вариации которых снова разнообразили ассортимент магазинов. Да здравствует паника! Чем страшнее новость – тем больше тираж.
Результат? Я была в Харькове, когда началась «соляная» истерия полуторамиллионного города. Впервые за десятилетие увидела хвостатые очереди и услышала «больше 2-х пачек в руки не давать!». Собственно, это уже семечки, ягодки были тогда, когда все, кто мог, пошли, и забрали свои вклады. Газовая война так же была проиграна после глобального поражения на информационных фронтах.
Благодаря отсутствию стратегической информационной политики ньюсмейкеров и СМИ, народ перестал доверять гривне, стране, банкам, строителям, родным заводам и фирмам. Тогда как в данных условиях наоборот, общество нужно успокаивать, нацеливать на результат, показывать перспективы, погашать панические и протестно-революционные вспышки. Выход из экономического пике нужно начинать уже сейчас, с планомерной реанимации имиджа Украины в глазах международной общественности, банков – в глазах вкладчиков, власти – в глазах общей массы бизнеса. Т.е., зарождать доверие, которое спустя время трансформируется в спрос (вклад, приток инвестиций). Немаловажная роль в этом – как раз медиа. На мой взгляд, сейчас было бы актуально некое джентльменское соглашение властей от первой до четвертой и отдельных журналистов в частности об общегосударственной информационной стратегии. А в первую очередь – всесторонняя фильтрация предвещаний коллапса в валютно-финансовой сфере. Деньги любят тишину. Банально, но актуально, что для стратегического инвестора, что для банковского вкладчика.
Конечно, государственная информационная кампания должна быть без перегибов. Вспомним, формирование общественного мнения в СССР велось в «ручном» режиме, в итоге была создана наибольшая в истории «виртуальная» реальность. Однако уверенность в завтрашнем дне, доверие к государственным институтам, а главное, гордость за свое Отечество, присутствовали в жизни сотен миллионов. А этого нам как раз и не хватает.
Развивая тему, хочется привести в пример один сегмент медиа, которые давно и эффективно используют приемы современной пропаганды и формирования благоприятного имиджа. Это корпоративные СМИ.
Ни один журнал завода или компании не позволит себе хаять руководство, размышлять о том, ожидает ли его (ее) дефолт, а сотрудников – долговая яма. Или пускать на свои страницы отголоски украинской политики...
Корпоративные издания, особенно внутренние, формируют позитивное мышление читателей, обосновывают стабильность компании, рассказывают ее социальных программах, дают практичные «антикризисные» советы. Издания, рассчитанные на партнеров, акционеров если раньше подчеркивали статус, то сейчас – стабильность, надежность, позиции на рынке. Клиентские издания в первую очередь акцентируют качественный уровень товаров или услуг, во вторую – продают их, что немаловажно в борьбе за покупателя. Но все вместе эти издания работают на повышение рейтинга украинского производителя, доверия к финансовым, страховым и прочим компаниям.
И, не смотря на гибель рекламных бюджетов, количество таких медиа намного меньше не становится. В Украине и сейчас выходит около 500 тыс. экз. различных корпоративных изданий в квартал. Хотя против упомянутых в начале статьи 51 миллиона «кризисных» ссылок – это, конечно, очень мало.
Как специалист в данной отрасли, констатирую: растет число тех, кто понимает: если грамотно и не буквально (в отличие от прямой рекламы) работать со своим имиджем сейчас, на момент реинкарнации спроса это станет самой важной инвестицией. В такой же самой мере это касается государства и экономики в целом. Конечно, если руководство страны планирует выходить из кризиса, «продвигать» Украину и делать ее инвестиционно привлекательной страной. А мы, всем народом, не воспринимаем «Евро-2012», как лебединую песню молодой европейской державы перед полетом на дно третьего мира.
Читать комментарии к статье: http://blog.liga.net/user/atserkovnaya/article/2398.aspx
|