Цифровая революция в промышленности неизбежна. Предприятия увеличивают
свою прибыль за счёт повышения производительности и гибкости процессов, а
также сокращения времени ввода продукции на рынок. Клиенты при этом получают
более качественный продукт, изготовленный по индивидуальным
параметрам.

15
– 20 лет – относительно короткий промежуток времени. На пороге нового
тысячелетия мир бизнеса был прост и понятен. Рынки были четко определены,
основные игроки известны, а их бизнес-модели схожи. Иными словами, торговые
компании продавали товары, автоконцерны выпускали автомобили,
машиностроительные предприятия – оборудование, интернет-магазины реализовывали
продукцию через всемирную сеть, энергетики производили и поставляли
электроэнергию, газ и тепло, страховые компании предлагали страховые
полисы.
Сегодня
от былой ясности мало что осталось. Дигитализация открывает предприятиям,
работающим в различных отраслях, доступ к новым, ранее не освоенным, рынкам.
Словно сами по себе возникают совершенно новые бизнес-модели, появляются новые
конкуренты. «Сегодня стартапам стало намного легче выходить на рынки. Благодаря
использованию новых технологий, таких как, к примеру, облачные технологии, им
требуется меньший стартовый капитал», – рассказывает Михаэль Раш, партнер и
руководитель подразделения цифровых решений консалтинговой компании PwC.
Сегодня бизнес трансформируется так интенсивно и быстро, как никогда прежде, –
о каком-либо постоянстве говорить больше не приходится. В таких условиях
умение быстро распознавать изменения рынка, перспективные направления для
технологических разработок, социальные и экологические тенденции приобретает
огромное значение.
Границы
рынков размыты
На
мировой арене существует несколько ярких примеров такой трансформации. Apple и
Google занимаются разработкой автомобилей с автономным управлением. Пионер в
сфере электронных платежей – Илон Маск – конструирует электромобили Tesla,
развивает инфраструктуру для подзарядки электротранспорта и производит ракеты.
Основатель Amazon Джефф Безос намерен отправлять «космических» туристов в
космос. В это же время на новые рынки проникают и компании, работающие в
сферах, не имеющих отношения к всемирной паутине. Например, почтовый оператор
Singapore Post и китайский интернет-магазин Alibaba основали совместное
предприятие электронной торговли в Азии. Услуга по совместному использованию
автомобилей от BMW и Mercedes придала новый смысл понятию «мобильность», а
Siemens со своим предложением MindSphere – Siemens Cloud for Industry вышел на
рынок облачных решений для промышленности.
Сегодня
от сотрудничества с конкурентами более не отказываются. В прошлом году Audi,
BMW и Mercedes заключили миллиардную сделку на приобретение картографического
онлайн-сервиса Here. Всего несколько лет назад подобную совместную «покупку»
отчаянно конкурирующих между собой компаний, да ещё и по такой цене, невозможно
было представить. Here, ранее дочерняя компания Nokia, собирает и обрабатывает
большие массивы данных для составления карт, а также разрабатывает сервисы,
основанные на технологиях определения местоположения. Сделка является важным
тактическим ходом, призванным защитить автоконцерны от потенциальных
конкурентов, таких как Google, Apple и иже с ними. «Только тот, кто в цифровую
эпоху сумеет завладеть клиентским интерфейсом, сможет успешно развиваться в
дальнейшем», – считает Моритц Павелке, специалист по цифровизации аудиторской
компании KPMG.
Цифровизация
способствует повышению производительности и гибкости производства, позволяет
сократить время вывода продукции на рынок, а также создает условия для
появления новых интересных схем получения дохода. «Пять тысяч автомобилей,
подключенных к сети, могут обеспечить бо́льший оборот, чем 50 тысяч, к ней не
подключенных, – считает Павелке. – Это уже не просто автомобиль, а «носитель»
услуг в интеллектуальных сетях связи». В машиностроении, энергетике или
аэрокосмической отрасли также действует одно очень простое правило: там, где
мы можем установить сенсоры, мы можем улучшить сервис – и, следовательно,
зарабатывать больше.
Звенья
цепочки создания стоимости сливаются
Дигитализация
позволяет «соединить» все звенья цепочки создания стоимости. Данная тенденция
начала прослеживаться ещё в 1980-х годах – с приходом эпохи
компьютерно-интегрированного производства (CIM). Однако ожидаемого «слияния»
систем автоматизированного проектирования (CAD) и автоматизированного
производства (CAM) тогда не произошло. «На тот момент эта технология была ещё
недостаточно развитой, – говорит Уве Грундман, руководитель европейского
отделения американской исследовательской компании ARC Advisory Group со
штаб-квартирой в Дюссельдорфе. – Телефонные линии могли передавать всего около
56 килобит в секунду, и это был крайне малый объем». Сегодня скорость передачи
данных достигает 10 гигабит в секунду, что почти в 180 тысяч раз больше
начальной скорости. Кроме того, разработаны гораздо более эффективные методы
сбора, передачи, хранения и анализа больших массивов данных. В целом,
технологический прогресс коснулся как объема данных (Big Data, т.е. «большие
данные»), так и возможностей их анализа и практического применения (Smart Data,
т.е. «умные данные»).
Ориентированные
на будущее компании уже сегодня создают все условия для того, чтобы в
дальнейшем гибко реагировать на фундаментальные изменения рынка или принимать
активное участие в их формировании. «Только так можно будет выжить в эпоху
цифровых технологий», – считает эксперт PwC Раш. Для этого необходимы ноу-хау,
инновационный потенциал, креативность, готовность к переменам и общественное
признание. Кроме того, компании должны вести активную работу по налаживанию
партнерства и других форм сотрудничества со всеми участниками рынка.
Инновационный
потенциал и отраслевые знания
Технологический
гигант со 170-летним практическим опытом и фундаментальными знаниями в сфере
электрификации и автоматизации, концерн Siemens отлично подготовлен к вызовам
нового цифрового и автоматизированного мира – идет ли речь о решениях для
обрабатывающей промышленности, технологиях производства и распределения
энергии, автоматизации зданий или оптимизации управления личным и общественным
транспортом. Следует отметить, что опыт – это одно, а инновационный потенциал –
совсем другое. Но и здесь Siemens успешно лидирует на протяжении вот уже
нескольких десятилетий. В 2015 году консалтинговая компания Boston Consulting
Group включила Siemens в 30-ку самых инновационных компаний мира. Инновации
«рождаются» в результате реализации совместных инициатив Siemens с другими
компаниями, а также благодаря предпринимательскому духу сотрудников концерна.
За последние десять лет Siemens трансформировался – около 50%
бизнес-направлений концерна претерпели значительные изменения. Сегодня в
Siemens работают 17 500 инженеров-программистов, что позволяет говорить о нём
как об одной из крупнейших софтверных компаний мира. Средства, выделенные
Siemens на НИОКР, будут направлены – наряду с разработкой программного
обеспечения – на исследования и разработки в сферах автоматизации,
дигитализации и децентрализации энергетических систем.
Тысячи
инженеров Siemens ежедневно работают над решением важных задач. Как объединить
аппаратное и программное обеспечение в единое целое в различных областях
применения – будь то интеллектуальные заводы, новые формы мобильности или
инновационные технологии автоматизации зданий? В этом могут помочь облачные
технологии и анализ данных, а также сотрудничество с поставщиками, клиентами,
научными институтами и стартапами. Большое преимущество Siemens в сравнении с
новыми участниками рынка, пришедшими из цифрового мира, – глубокие отраслевые
знания. Мы отлично разбираемся в технологических процессах своих клиентов и
можем предложить полный комплекс решений «из одних рук».
Стремительное
развитие технологий для создания цифровых предприятий обусловлено не только
техническим прогрессом. «Всё решают клиенты. В стремлении трансформировать свои
предприятия в «цифровые» они рассчитывают на нашу поддержку и ожидают от нас
необходимые продукты и решеня», – объясняет Петер Векэссер (Peter Weckesser),
операционный директор бизнес-подразделения PLM Software департамента Digital
Factory концерна Siemens. По словам Петера, сокращение времени ввода любого
продукта на рынок приобретает всё большее значение, и для достижения этого
требуется полный комплекс цифровых процессов. Кроме того, сегодня клиентам
необходимо предлагать гибкие решения, соответствующие их индивидуальным
потребностям. «Главной целью является обеспечение возможности выпуска изделий
штучно, а не партиями. Уже сегодня, к примеру, Nike может изготовить спортивную
обувь на заказ – в единственном экземпляре и с именем клиента», – добавляет
г-н Векэссер. Необходимость повышения производительности, более эффективного
использования трудовых ресурсов и оборудования, а также минимизации потребления
энергии и сырья – все эти факторы также способствуют развитию цифровых
технологий.
Новые
возможности 3D-печати
Существенный
вклад в развитие гибкого персонализированного производства могут привнести
новые возможности 3D-печати. Используя CAD-файлы, из металла, пластмассы или
керамики можно печатать детали, изготовить которые раньше было в принципе
невозможно, либо возможно, но с большими затратами. Такой метод найдет
применение, прежде всего, в мелкосерийном производстве изделий небольшого
веса, к которым предъявляются повышенные требования по прочности, а также
там, где важно выполнение поставок в максимально сжатые сроки ввиду частых
доработок конструкции. Например, в аэрокосмической и автомобильной
промышленности.
Для
автомобиля Porsche 919 компания-поставщик планирует изготавливать детали
системы рулевого управления методом 3D-печати и впоследствии дорабатывать их
аналогичным способом. Ранее период от начала разработки до запуска
производства таких деталей занимал несколько недель. Сегодня он требует
нескольких часов. Компания Airbus при помощи 3D-печати изготавливает из
титана опорные элементы для аэробуса A350. Ранее эти детали фрезеровали из
алюминия, и они были на 30% тяжелее титановых.
Промышленная
компания будущего – цифровое предприятие. Это понятие подразумевает сквозную
дигитализацию всех основных процессов – от разработки до производства
продукта, оснащение их соответствующим программным обеспечением и
«слияние» в единую цепочку создания стоимости. Это касается производств как с
дискретными, так и с непрерывными технологическими процессами – «Промышленность
4.0» охватывает все отрасли.
Дигитализация
включает четыре взаимодополняющих элемента. Первый – промышленные программные
решения для интегрированных процессов – от разработки и производства до
обслуживания. Второй – эффективная коммуникационная инфраструктура,
обеспечивающая связь между людьми и машинами и позволяющая производить обмен
данными в сети. Третий – надежные решения в области безопасности для защиты от
хакерских атак и утечек информации в онлайн-среде. Четвертый – цифровой сервис,
который значительно улучшит качество обслуживания клиентов и позволит
создавать новые бизнес-модели.
Интегрированная
система
Работу
цифрового предприятия можно разделить на пять стадий: разработка продукта,
планирование производства, разработка технологических процессов, непосредственно
производство и обслуживание. Сегодня эти этапы рассматриваются как целостная
интегрированная система, а не цепочка процессов, следующих друг за другом в
хронологической последовательности. Отличительной особенностью этой системы
является то, что на всех этапах – а также в момент перехода от одного этапа к
другому – происходит генерация, передача и анализ данных. В самом начале, ещё
на этапе разработки изделия, всё должно быть спроектировано, протестировано и
преобразовано в цифровой формат. Задолго до выпуска первого готового изделия
разработчики создают его цифровой «двойник». Виртуальное тестирование такого
«двойника» позволяет определить функциональную пригодность готового изделия.
Если на этом этапе всё сделано правильно, в последующем разработчикам не
потребуется вносить никаких изменений в продукт. «Наша цель – создавать
такие прототипы, которые можно сразу продавать», – говорит Векэссер.
Цифровизация также охватывает все предоставляемые клиентам услуги. Это касается
и эффективного вывода продукции на рынок, и снижения эксплуатационных затрат, и
использования продукта с максимальной выгодой. Таким образом, возникают
совершенно новые формы работы с клиентами и абсолютно новые бизнес-модели.
Генерировать
и использовать данные
В
рамках стратегии дигитализации Siemens продолжает развивать интернет вещей
(IoT). В конце прошлого года концерн представил концепцию «Сеть систем» (Web of
Systems), которая оптимально объединяет реальный мир аппаратного обеспечения с
виртуальным миром данных. Она позволяет цифровым системам коммуницировать между
собой и функционировать автономно. На основании получаемых данных машины могут
принимать решения на локальном уровне, при этом конфиденциальная информация не
будет поступать в облако.
Для
более рационального использования данных Siemens применяет систему Sinalytics.
Это новая платформа для анализа промышленных данных, сочетающая различные
технологии. Она позволяет собирать, безопасно передавать и анализировать
огромные массивы данных. В настоящее время к Sinalytics подключено около 300
тысяч устройств по всему миру.
https://w5.siemens.com/web/ua/ru/news_press/news/2017/Pages/the-future-started-yesterday.aspx
|