Олтаржевский Дмитрий Олегович, IDS Group (ТМ «Миргородская», «Моршинская»), руководитель отдела по связям с общественностью.
«Акватория» - полноцветный журнал Формат А4 Объем 16 страниц Периодичность выхода - 1 раз в квартал Тираж 3300 экз. Целевая аудитория издания - сотрудники компании.
Первый номер издания вышел в мае 2006 года тиражом 2500 экземпляров. В этом году планируется увеличить тираж «Акватории» еще приблизительно на 300 экземпляров. Вся творческая составляющая: подбор, написание, редактирование текстов, планирование и макетирование номера лежит на отделе по связям с общественностью компании. Услугами сторонних организаций в подготовке издания к печати мы практически не пользуемся. Исключение составляет лишь дизайнер-верстальщик, которого мы привлекаем на аутсорсинге, а также литературный редактор, который проводит окончательную вычитку текстов. Печатается «Акватория» в Киеве, в типографии «Рябина».
• Каким был Ваш путь в профессию (образование, как попали на работу в «IDS Group», что этому предшествовало, мечтали ли в детстве о такой работе, структура подразделения, масштабность и опыт бизнеса и т.п.)?
- Судя по всему, мои длительные близкие отношения с корпоративными медиа были предопределены кем-то свыше. Первая запись в моей трудовой книжке связана с шахтной многотиражкой «Знамя шахтера», которую сегодня можно было бы назвать классическим производственным КСМИ. Именно там пришлось осваивать сложную науку: писать для людей понятным им языком о вещах, которые их действительно волнуют. В 1990 году еще не было никаких журналистских благ цивилизации. Макет очередного номера чертили карандашом на бумаге, с помощью специального строкомера, а колонки о производственных буднях отливали на линотипах. Разумеется, не было тогда ни электронной почты, ни мобильных телефонов, подменяющих сегодня живое общение. Я опускался в забой, на глубине 800 метров беседовал с шахтерами, набрасывая ответы ручкой в блокноте, при свете «коногонок» фотографировал передовиков за рабочим местом. Уже тогда открылись важные истины: нужно не просто писать, чем живут люди, а пробовать жить их жизнью. Это как переводчик: изучая язык по книжке, никогда не станешь профессионалом. Необходимо, как сейчас модно говорить, полное погружение в среду. Дальше был Институт журналистики Киевского университета им. Тараса Шевченко, кандидатская диссертация, работа корреспондентом в «большой газете» - «Урядовом курьере», сотрудничество с разными печатными изданиями. Везде помогал первый, добытый «под землей», опыт: досконально знать то, о чем рассказываешь; писать емко, коротко и понятным языком; уметь слушать собеседника и всегда ставить себя на место читателя. И вот, когда пришел в PR, все это пригодилось уже в новой ипостаси. В пивоваренном холдинге ВВН, куда я в 2001 году поступил на службу специалистом по связям с общественностью, возникла необходимость в собственном корпоративном издании. Помню, как при помощи все того же карандаша и бумаги формата А4 мы «проектировали» будущие колонки новостей, рубрики, расположение фотографий. Долго ломали голову, но, в конце концов, придумали название для издания (ВВН - Вісник Внутрішніх Новин). По-моему, под тем же названием оно выходит и сегодня. В то время мы выпускали газету ежемесячно, ее всегда читали с интересом и ждали каждый выпуск с нетерпением. В 2004 году я пришел работать в водную компанию – IDS Group. И вновь одной из поставленных задач было создание корпоративного издания. Первый номер нашей «Акватории» вышел в мае 2006 года, и сегодня я считаю это проект, пожалуй, одним из самых успешных в моей карьере. Тема корпоративных масс-медиа настолько заинтересовала, что захотелось углубиться. Написал несколько статей, в которых поделился своими журналистскими наблюдениями и опытом создания КСМИ, почитал студентам-журналистам лекции в рамках программы по PR. Есть такое чувство, что это увлечение – надолго.
• С какой сферой в большей степени связана Ваша деятельность (PR, маркетинг, трейд-маркетинг, HR, коммуникации). Какое отношение у сотрудников к изданию, пытается ли коллектив влиять на содержание или принимает каждый выпуск как рупор руководства?
- По моему глубокому убеждению, выпуском корпоративного СМИ все-таки должен обязательно заниматься PR-департамент. Во-первых, через эту службу проходят все внешние и внутренние информационные потоки, поэтому ни один полезный и интересный факт из жизни компании не ускользнет от читателя. Во-вторых, большинство PR-щиков в прошлом журналисты, умеющие обращаться с печатным словом. Им легче работать с текстами, компоновать материалы в одном ключе, чувствовать пропорцию между «красивым и полезным», ловить тонкую грань между «обязаловкой» и читабельностью. Интересна история с поиском названия для «Акватории». Сначала мы долго писали брифы для агентства, обсуждали варианты. Но в результате пришлось бросить клич в массы внутри компании. За лучшее название полагался приз. Чего только не присылали: и «Водовоз», и «Водяной», и «Водомёт». Но в результате, отобрав з десяток самых достойных вариантов, редколлегия решила утвердить название «Акватория». В нашем случае «Акватория» представлялась как бесконечное царство воды, являющейся основой всего живого на планете, а еще – как наибольшая в Украине территория водного бизнеса, принадлежащего именно нашей компании. Примечательно, что это название предложили одновременно два участника конкурса: один из топ-менеджеров и секретарь. Но, разумеется, из морально-этических соображений, лавры победителя, а вместе с ними и приз – бутылка виски – достались девчонке-секретарю. Кстати, серьезным конкурентом у нынешнего названия «Акватории» была игривая и веселая «Бульбашка». Именно так до объединения называлось электронное корпоративное издание Моршинского завода минеральных вод и его дистрибьютора – «Нова».
• Какие Ваша компания получает преимущества благодаря наличию проекта "корпоративное издание"?
- Представьте себе большой овальный стол в гостиной, за которым к ужину собирается большая дружная семья. Обсуждаются последние новости, вспоминаются истории, строятся планы на будущее… Точно так же и корпоративное издание для компании – это некое место для семейного общения, ее традиции, летопись. В этом году мы провели анкетирование среди читателей нашей «Акватории». Так вот, 36,8% опрошенных убеждены, что компании очень нужно корпоративное издание, почти 40% читателей отметили, что такое издание скорее необходимо, и лишь 1,8% читателей считают, что корпоративное издание не нужно компании. Однако никакие исследования не смогут отобразить того настроения в коллективе, когда люди получают пахнущий типографской краской свежий номер «своего» журнала. Мы, возможно, не всегда отдаем себе отчет, но всегда приятно осознавать себя частью чего-то большого, значимого, известного, видеть себя на страницах, которые останутся в истории. Нам также хочется знать, что происходит вокруг, куда движется компания, в которой мы работаем. Все это создает позитивную атмосферу в коллективе. Корпоративное масс-медиа – это мощный нематериальный актив, вдохновляющий людей на работу, творчество и трепетное отношение к своей компании.
• Ваши пожелания компаниям, у которых нет своего СМИ.
- Это стоит попробовать.
• Справка о компании
IDS Group является лидером отечественного рынка минеральных вод во всех его категориях. Сегодня компания контролирует свыше 20% рынка, и ее доля практически втрое больше, чем у ближайшего конкурента. Холдинг IDS Group был создан в конце 2004 года в результате объединения мощнейших украинских производителей минеральных вод и их дистрибьюторов: Миргородского завода минеральных вод, Моршинского завода минеральных вод «Оскар», ЗАО «Индустриальные и дистрибуционные системы» («ИДС») и ОАО «Нова». Объединенная компания производит и продвигает на рынок сбалансированный портфель популярных минеральных вод, которые добываются в курортных регионах («Миргородская», «Моршинская», «Трускавецкая Аква-Эко», «Трускавецкая кришталева», «Старый Миргород», «Сорочинская»), а также является эксклюзивным импортером грузинского «Боржоми» в Украине. Компания «Нова», входящая в состав IDS Group, - единственный в Украине национальный оператор по доставке воды в большой таре в дом и офис. Сегодня IDS Group насчитывает около 3000 сотрудников |