Алена Брущенко, специалист по коммуникациям PepsiCo в
Украине, журналист и редактор корпоративного журнала
- Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути в профессию?
Знаете, когда я получала
высшее музыкальное образование в Педагогическом университете имени Драгоманова,
то представить себе карьеру пиарщика, а тем более работу с внутренними коммуникациями, не
могла. И все же, уверена, именно желание и умение коммуницировать, проще
говоря, встречаться, общаться и делать что-то для людей – определили дальнейший
ход событий и направление моего личного движения именно в этом направлении.
После института у меня были «жизненные университеты» в разных сферах: учитель,
торговый агент, 10 лет с удовольствием работала в Национальной радиокомпании
Украины музыкальным редактором, автором и ведущей передач, адресованных, в
основном, детской аудитории и любителям музыки. В это же время, подвизалась на
ниве рекламы, режиссуры, писала статьи в разные журналы на близкие к музыке и
детству темы, делала артистическую карьеру. Словом, багаж знаний и умений
набрался приличный, и когда в 2008 году моя бывшая коллега по НРКУ пригласила
на должность копирайтера в компанию «Сандора», не задумываясь,
согласилась.
- То есть специального образования по корпоративному
пиару у Вас нет?
Уверена, оно есть мало у
кого из моих коллег по цеху. Кстати, недавно в институте журналистики по
просьбе преподавателя именно данного курса проводила мастер-класс для будущих
журналистов и пиарщиков. Такой курс и возможность получить высшее образование
именно по такой специальности появились сравнительно недавно. Мы же «всему
учились понемногу», как говорил классик, но везде и повсюду. Впрочем, уверена,
для журналиста, пиарщика и специалиста по внутренним коммуникациям (а именно
все эти виды деятельности объединяет поприще корпоративных медиа и человека,
работающего на нем) самое важное – уметь быть в центре событий и общаться в
тесной связке с людьми самых разных сфер и профессий.
- По Вашему мнению, для чего нужны
корпоративные медиа, какую задачу они выполняют и насколько хорошо это
происходит на примере Вашего детища?
Компания
«Сандора», в которой и началась моя работа с внутрикорпоративным медиа, выпускала
на первых этапах 4 полосы А4 формата, некий формат «боевого листка», потом это был
журнал на 16 страниц. Последние 4 года журнал всячески развивался - увеличивался,
уменьшался, дополнялся, чтобы прийти к своему оптимальному виду и размеру: 24 страницы
полноценного и полноцветного (глянцевого) корпоративного журнала для
сотрудников и партнеров. Уверена, что главная цель внутрикорпоративного медиа –
быть нужным, полезным и интересным для людей. А для этого он должен создаваться про людей
и благодаря им, потому что одной из самых важных составляющих единства в
компании является вовлечение всех ее сотрудников в общий процесс созидания.
- Ваш журнал уже становился победителем
нашего конкурса в 2008 году. В этом году Вы представили его под другим названием
«PepsiCo Украина». С чем это связано?
Да, жизнь не
стоит на месте. Компания «Сандора» стала частью международной корпорации
PepsiCo, а пару лет назад к нам присоединились коллеги из компании
«Вимм-Билль-Данн Украина», что увеличило число сотрудников почти на треть, а
соответственно мы столкнулись с самыми разными процессами по объединению и
интеграции бизнесов. И журнал, в том числе, стал отличным подспорьем для
объединения сотрудников разных компаний в единый коллектив. При подведении
итогов года, во время анкетирования сотрудников о работе журнала, мы провели
конкурс на новое название журнала, и большинством голосов был выбрано название
«PepsiCo Украина». Также стало понятно – какие самые читаемые
рубрики, чего не хватает и что хотят видеть на страницах объединенного медиа
коллеги. Вообще, убеждена, что именно внутрикорпоративный журнал – это основа,
платформа и подспорье для коммуникации между руководством и сотрудниками. Основа
– потому что объединяет. Платформа – потому что здесь происходит движение от
руководителей к сотрудникам и обратная связь. Подспорье – потому что самая
свежая и актуальная информация всегда под рукой, самые важные события для
компании освещены, конкурсы объявлены, именинники поздравлены. :)
- А какие самые читаемые рубрики в Вашем
журнале?
Страничка с
новостями от генерального директора и новости компании в Украине и в мире, поздравления
именинников (каждому приятно увидеть свою фотографию в журнале) и конкурс
кроссвордов, разгадав который можно выиграть вкусный и полезный приз.
- Как пришли к сегодняшнему наполнению журнала?
Безусловно, контент
менялся от года к году, какие-то рубрики появлялись, какие-то исчезали – это
обычный процесс. Главное, чтобы то, что печатается, было актуальным и полезным.
И, конечно же, здесь помогает не только формальное анкетирование, нужно
постоянно держать руку на пульсе компании, узнавать у коллег об их интересах, о
том, что бы они хотели видеть, читать и узнавать. Конечно, нельзя превращать
корпоративный журнал в просто увлекательное чтиво, нужно соблюдать баланс между
информацией формальной и неформальной. И, пожалуй, в этой плоскости лежит
главная задача тех, кто несет ответственность за корпоративное медиа.
- Можете поделиться последними нововведениями?
Поскольку мы представляем компанию PepsiCo в Украине, для
нас важно донести до сотрудников ценности и правила, по которым живет компания
и строит свой бизнес по всему миру. Мы придерживаемся «Всемирного Кодекса
поведения», который охватывает самые разные сферы деятельности – от финансовой
и юридической, до охраны труда и безопасности. Чтобы обратить внимание на эти
важные аспекты внимание, у нас на первых страницах появилась одноименная
рубрика, в которой ценности компании, освещенные в Кодексе, преподносятся через
призму видения ТОП-менеджеров компании всех подразделений. Также мы с
интересном подхватили инициативу наших коллег глобальной PepsiCo и ввели
адаптированный вариант рубрики «Make healthy happen» - «Моя здоровая жизнь». Компания
поддерживает здоровый образ жизни, а благодаря такой рубрике мы пропагандируем
эти ценности через конкретные примеры – достижения наших коллег, они делятся
своим опытом и предлагают рецепты здоровой и активной жизни на страницах
журнала. Также недавно мы стали публиковать материалы в рубрике «Независимый
эксперт» - интересные и познавательные статьи из независимых СМИ о соковых
продуктах, пользе фруктов и овощей, рациональном и правильном питании – это не
только почитать интересно, помогает продвигать здоровые ценности среди
сотрудников, но и помогает бизнесу.
- А какими качествами должен обладать специалист
по внутренним коммуникациям?
И швец, и жнец, и
на дуде игрец!.. ) Мне нравится цитата из кинофильма «Чародеи»: «Вижу цель, не вижу
препятствий – прохожу сквозь стену!». Вот именно таким, без шуток. Нужно быть в
курсе всего, что происходит в компании, знать много и даже больше, слышать
мнения и пожелания одних, доносить их до других, быть максимально оперативным,
максимально включенным и вовлеченным в процесс внутренней жизни компании и ее
сотрудников. Словом, коммуницировать, коммуницировать и еще раз
коммуницировать…
- Откуда черпаете вдохновение для развития журнала и
какие нововведения хотели бы ввести в будущем?
Вдохновение, пожалуй,
никогда и не теряла. Просто стараюсь писать о том, что интересно, что
захватывает меня, и тогда из-под пера легко и непринужденно рождаются
креативные и, как говорят рекламщики, «продающие» тексты, неважно кому они
посвящены – новому бренду, новой акции, новому сотруднику в компании или
победителю по показателям, которому компания дарит «минуту славы» на страницах
корпоративного медиа. Все, что публикуется и адресовано людям – должно быть
«читабельным», чтобы быть читаемым и прочитанным. Лично для себя вывела именно
такое определение качества. Тем более ни для кого не секрет, что журнальные
публикации ограничивают нас в возможностях – всегда стоит задача – вложиться в
формат, то есть в страничность журнала. Поэтому нужно быть кратким, доступным и
понятным всем и каждому.
- Какое соотношение в контенте, который удовлетворяет
интересам бизнеса, и развлекательно-познавательных материалов для
корпоративного медиа Вы считаете оптимальным?
Журнал всегда должен уравновешивать информативность и интересы бизнеса,
без которых нельзя такое издание считать внутрикорпоративным априори, с
развлекательно-познавательно-поощрительным контентом, в котором можно дать
возможность сотрудникам проявить себя. Это тоже очень важно. Нельзя забывать о
том, что люди остаются людьми, ничто человеческое им не чуждо, с ними нужно
говорить на близком для них языке, у них есть жизнь после работы, в которой
есть родные и близкие, интересы и желания, надежды и мечты. И если мы можем
вовлечь их, дать возможность проявить свои способности, таланты, воплотить
мечты в реальность благодаря компании, опубликовав их историю, – это именно тот
инструмент, который влияет на формирование внутреннего климата в коллективе и
объединяет. Для меня ярким примером такого человеческого обращения является
генеральный директор PepsiCo Индра
Нуйи, которая ввела практику обращения два раза в месяц ко всем
сотрудникам многонациональной компании по всему миру, которые мы получаем по
электронной почте. Она очень искренне, по-человечески, пишет эти письма. И даже
если они касаются результатов, она всегда найдет повод поблагодарить тех,
благодаря кому эти результаты были достигнуты, она может поименно назвать
ассистентов, которые организовывают работу руководящего состава, вспомнить
активистов, которые несмотря на цунами в Америке, работали на местах,
подчеркнуть значение и важность работы простых рабочих и торговых
представителей. Это очень важно.
- Какие КСО проекты реализует Ваша компания и какое отражение в
коммуникациях они имеют?
Компания PepsiCo, подразделение которой мы представляем в Украине, при
ведении бизнеса по всему миру руководствуется принципом деятельности «Ответственно к
цели» (Performance With Purpose). Это означает, что компания стремится
постоянно улучшать все сферы жизни в мире, где мы работаем – социальную,
экономическую, экологическую – с тем, чтобы завтрашний день был лучше
сегодняшнего. PepsiCo предлагает потребителям широкий ассортимент
высококачественных продуктов для здорового питания и удовольствия; работает над
снижением воздействия компании на окружающую среду; cоздает для своих
сотрудников благоприятную рабочую среду, где ценятся различия и вклад каждого.
Благодаря этому мы достигаем гармоничного баланса между ростом финансовых
показателей и улучшением мира, в котором мы живём. Именно равнение на три эти
принципа помогает нам при выборе социальной активности. Мы поддерживаем
озеленение территорий, прилегающих к нашему производству и филиалам продаж, недавно
был запущен проект по раздельному сбору мусора. На постоянной основе мы
работаем по вопросам благотворительности и волонтерства. Безусловно, все эти
проекты находят самое яркое освещение на страницах журнала.
- Планируете
ли Вы переходить на электронную форму издания?
Кроме печатного
издания, у нас есть внутрикорпоративный портал для сотрудников, куда по
пожеланиям сотрудников мы обязательно выкладываем журнал в ПДФ-формате после
его выхода в печать.
- Какие цели Вы ставите перед своим
корпоративным изданием?
Не снижать высокую планку, которая была взята и держится
на протяжении уже более пяти лет. Делать его еще более интересным, ярким,
необходимым, так сказать – настольным для сотрудников.
- Расскажите о своем хобби
Уйдя из музыки, оставила ее своим хобби – продолжаю писать песни, выпустила свой компакт-диск, иногда коллеги по музыкальному цеху заказывают стихи для
своих песен. С детства приучена к здоровому образу жизни, стараюсь поддерживать
форму в тренажерном зале, приобщилась к горным лыжам, люблю путешествовать. Мое
последнее увлечение, от роду которому два года, изучение английского языка, ему
со страстью отдаюсь в свободное время.
- Ваши пожелания коллегам.
Какой бы ни была
компания – маленькой или большой, производственной или продающей, начинающей
или успешной – ее основа – люди. Создавайте для людей то, что им нужно, что
поможет вам понять их, им понять вас. Не бойтесь экспериментировать, не бойтесь
ошибаться – лучше что-то сделать не так, чем ничего не делать! И дорогу осилит
идущий, а корпоративное медиа – пишущий! Удачи всем! Don’t worry, be happy! :)
|