Корпоративная пресса была всегда. Но теперь на
смену заводским многотиражкам и печатным органам райкомов партии пришли газеты
и журналы крупных корпораций и небольших фирм. И по многим параметрам эти СМИ
уже не уступают многим обычным изданиям. Но каково их
будущее? Своими мыслями на эту тему делится арт-директор Univest Creative Екатерина
Пасичнюк.
О деньгах, свободе и творчестве
O свободе слова всегда
говорили много и... безрезультатно. Редакция практически любого украинского
издания сейчас больше зависит от отдела рекламы, чем от службы распространения
и подписки. при этом их понемногу теснят корпоративные «собратья», чьи потребности
финансируются из одного кошелька. К тому же, и одни, и другие вступили в борьбу
за читателя.
Это скорее не борьба
за популярность, а борьба за выживание, если говорить о бумажных медиа. Что
останется на рынке, а что исчезнет и будет только в цифровом виде, потому как
цели и аудитория у обычной «продаваемой» прессы, которая живет за счет рекламы
и продаж, и корпоративных медиа, которые существуют за счет финансирования, -
совершенно разные. хотя их и объединяет, конечно, то, что они несут информацию,
но информация и ее подача разнятся и существенно. именно из-за разницы в подаче
информации, разной целевой аудитории и возникли исторически такие различия в
дизайне. А они есть, по крайней мере - на нашем рынке. У нас корпоративными
медиа традиционно занимались отделы маркетинга еще изначально, и это оставило,
на мой взгляд, непоправимый неизгладимый след. Сложилась традиция: если журнал
корпоративный, то он выглядит в лучшем случае как статичная промо-открытка, а в
худшем - это набор рекламных макетов под одной обложкой.
Корпоративная пресса,
по сути, долгое время равнялась понятию «казенщина» - все было выхолощено, и по
содержанию, и по форме. Традиционно и неинтересно, читалось как очередной
пресс-релиз, по диагонали, и то, если очень нужно выслужиться перед
начальством или изучить конкурента. и вообще было нужно, пока не появились
достойные корпоративные сайты. и только тогда произошел какой-то сдвиг. и
корпорации стали чаще отдавать свои издания на тендеры, передавать в работу
аутсорсерам и в мире корпоративных медиа подул свежий ветер перемен. и это
верно.
Ведь именно в «своем»
издании можно позволить себе новаторство в подаче материалов, в подаче
фоторяда, юмор, и даже игривость, конечно, в зависимости от рода деятельности
корпорации. показать свое человеческое лицо, ведь это - одна из главных целей
на самом-то деле.
В последнее
десятилетие после такого сдвига внешний вид изданий стал меняться к лучшему.
Грань между статикой дизайна корпоративных медиа и нормальной (журнальной и
газетной) подачей обычной прессы стала стираться. вначале стало приятно брать
в руки и листать журналы туроператоров и провайдеров мобильной связи. За ними
подтянулись производители продукции всех видов, финансовые корпорации и
страховщики. затем - банки, одна из самых консервативных отраслей всех времен -
полностью изменила себе и стала делать журналы, которые выглядят как журналы,
с фотографическим наполнением, а не только табличками.
Спасение бумажного «титаника»
В начале прошлого века
кареты уступили дорогу автомобилям. Сейчас бумажные газеты и журналы
выталкиваются на обочину истории сайтами, Facebook и YouTube. В этом противостоянии все решает удобство. Поэтому полиграфия - это
огромный «Титаник», который потонул еще в начале миллениума. Точка. Все
остальное, что происходит последние 10 лет, это барахтанье утопающих. Они тоже
пойдут ко дну рано или поздно. Если цифровые аналоги будут еще доступнее в
будущем, еще удобнее и быстрее станет доступ к информации, то потребитель,
конечно, пойдет по пути удобства.
Это естественный
отбор. Все будет как раньше, как у истоков: две конкурирующие новостные толстые
газеты с биржевыми колонками - для деловых людей к утреннему кофе почитать, и
один журнал мод - для их дам, полистать в том же кафе. Останутся только
эстетически привлекательные издания, большого формата, как художественные альбомы
с красивыми сочными фотографиями, за баснословные деньги, которые будут и
динозаврами, и антиквариатом одновременно. И то, я даже в этом не уверена.
Потому как вскоре, возможно, новости вам сообщат очки, а свежую коллекцию
«прет-а-порте» вы сможете примерить одновременно с моделями на подиуме, но сидя
у себя дома. Зачем, в таком случае, будут нужны печатные аналоги периодики?
Жить в тренде
«Только у нас,
специально для Вас», - таким может быть девиз любого корпоративного издания.
Ведь все они изначально создаются, чтобы охватить четко очерченную категорию
аудитории. Это и накладывает свой отпечаток и на содержание материалов, и на
дизайн издания.
На самом деле, все
делается не просто так. А для чего-то и кому-то. Иначе оно не работает. Это
будет как рыбе – зонтик.
При создании корпоративного медиа нужно знать хотя бы немногие факторы: сферу
деятельности компании, целевую аудиторию, рамки корпоративного бренд-бука и,
исходя из этого, уже мыслить. Эти факторы решают формат – газета или журнал,
сколько колонок и какое соотношение в наполнении фотографиями и текстом, какая
цветовая гамма, сколько полос и какой переплет, какая бумага, в конце концов.
После этого уже можно задуматься о том, какие именно из существующих тенденций
дизайна ложатся на эту канву. Если в тренде яркие цвета - то уместны ли они,
если утонченные или техно-шрифты, или типографические решения - то можно ли их
применить или лучше выбрать традиционное что-то и т.д.
К примеру, если
аудитория молодежная, то это будут моушн-фотографии, динамика будет в самом
макете верстки, не будет 2-3 схем лайаута, а будет все гораздо сложнее, чтобы
каждая полоса казалась новой, непохожей. Если же у нас финансовая информация,
то тут уместнее функциональность, ясность подачи, а не вычурность. Возможно
инфографика, визуализация, но минимализм. Вот я сейчас употребляю слова,
которые просто в тренде, а на самом деле - все индивидуально, и иногда работает
именно то, что давно забыто, но уместно именно в этом конкретном случае.
«Корпоративка»? Забудьте о
шаблонах!
Если сравнивать дизайн
абстрактного массового издания и корпоративной газеты, то отличия, и
разительные, все же должны быть. Корпоративное медиа должно выглядеть именно
как корпоративное, а не просто быть очередным выразительным изданием, что
приукрасит ваше портфолио и станет вашей собственной визиткой. Взяв в руки
хорошую корпоративную газету, человек должен сказать: «А, так это газета Company Ltd. - вот это главное. Представить издателя во
всей его красе и полностью донести его преимущества, его раскрыть. Сделать
по-новому, привнести что-то свое, создав, но и сохранив лицо корпорации. Это
как работа визажиста, лицо должно быть узнаваемо. Функциональность тут важна.
Но если, чтобы донести и раскрыть особенности издателя, нужны голый эстетизм,
модернизм и эпатажность - значит это тоже имеет право быть, и это должно
предлагаться.
Не стоит бояться,
нужно просто знать, что делаешь. А значит - необходим профессионализм, как и во
всем остальном, между прочим. Мое мнение таково: что и дворник может быть хорошим
верстальщиком и дизайнером, он тоже может по-своему, но профессионально
«сверстать улицу». Поэтому основное требование к дизайну - это профессионализм.
Ведь тут медиа создается профессионалами дизайна для профессионалов, но уже в
своей какой-то области.
К борьбе за перспективу - будь готов!
И сейчас, и в
ближайшем будущем периодические медиа еще будут издаваться в печатном виде. Но
при этом их дизайн вынужден следовать за тенденциями в дизайне цифровых медиа.
Что и происходит последние пять лет. Примеры? Это и адаптивный дизайн, и
минимализм, и простота шрифтов, и использование элементов, таких как иконки и
пиктограммы, и инфографика - все изначально идет из цифрового пространства. И
чем дальше, тем больше будет этого подражания. До того момента, когда останется
только та пресса, которая станет аналогом художественных альбомов - редкая,
дорогая и для определенного слоя населения, такие газеты потеряют массового
читателя. Возможно, только тогда маятник качнется в обратную сторону, и
авторские иллюстрации будут преобладать над фоторядом, как это было изначально.
Сама по себе бумажная
пресса станет ретро-ретро, чтобы усугубить и подчеркнуть то, что это «отнюдь не
цифра».
Для корпоративных медиа
я вижу иное будущее - они должны стать дороже по подаче. Лучше бумага,
выборочное лакирование, использование калек и высечек, вот что я бы хотела в
них видеть, и вот именно это, мне кажется, будет к ним привлекать.
Корпоративные медиа должны стать произведениями на тему, должны стать
«красивостью» и бонусом в нашей повседневной жизни. Тогда они будут в
выигрыше, тогда они будут нужны в скоростном цифровом мире, стремящемся к
экономии затрат на доступ к информации. На очень красивое издание не жаль потратить
время, оно того стоит, и именно в этом задачи на будущее и дизайнеров и
редакторов - донести это издателю. Сделать ощущение от прочтения событием, и
событием приятным и на ощупь, и на глаз, и для ума.
Екатерина ПАСИЧНЮК, арт-директор Univest Creative
|