«…степень «потери лица» ради выживания редакции печатных медиа определяют в индивидуальном порядке».
«Сегодня интернет открыл доступ к потребителям. Поэтому наиболее гибкие компании стремятся создать, а некоторые уже с успехом создали собственные медиа-ресурсы, наполняя их контентом собственного производства. Это тексты, фото- и видео-материалы».
Друзья, совсем недавно, в июне этого года вышла в свет моя третья книга «PR в цифровую эру. Искусство коммуникаций». Мы провели Road show с презентацией проекта для бизнес-сообщества в Киеве, Одессе и Львове. По формату они больше напоминали встречи коллег - летние вечеринки "коктейль с интеллектуальной составляющей". Несколько десятков книг уже улетели в Россию. А больше трех сотен разлетелись по Украине. Некоторыми идеями из этой книги буду делиться здесь, чтобы и вы получили представление о том, что меня как профессионала волнует, и какие концепции сейчас актуальны. Итак, полезного прочтения.
***
Несколько лет назад моя коллега всерьез разрабатывала проект интернет-журнала, доступ к которому был возможен только по платной подписке. Как вы понимаете, ничего из этой затеи не вышло. И вопрос здесь не только и не столько в контенте цифрового издания, сколько в изменении самой модели отношений между читателями и СМИ.
Для понимания трансформации нынешней модели института печатных изданий, а также влияния на данные процессы цифровых коммуникаций, рассмотрим, каким образом печатные СМИ, а точнее издательские дома и редакции газет и журналов обеспечивали свое финансирование в прошлом. Во-первых, была подписка на издания. Пусть она была недорогая, но зато массовая. И, во-вторых, издания активно продавали свою площадь под рекламу бизнес-клиентам. Таким образом, монетизировались две ключевые ценности: информация и аудитория. Читатели приобретали номера изданий в розницу или подписывались на постоянное получение информации из данного канала. А рекламодатели оплачивали издательству доступ к данной аудитории. Со своей стороны СМИ обеспечивало сбор, интерпретацию, публикацию и дистрибуцию информации в соответствии со специализацией своего издания. Именно редакции печатных СМИ принимали решение, о чем писать, что «будет интересно» их потребителям, в каком идеологическом ракурсе подавать информацию. В этом и состояла важная социальная роль и функция традиционных СМИ.
Сегодня бытовой навык подписываться на издания практически утрачен. Читатели все реже покупают газеты и журналы в розницу. С одной стороны, это произошло из-за того, что бизнес стал вкладывать деньги в данные каналы и производить собственные корпоративные издания. Стойки с бесплатными журналами и газетами в спортивных комплексах, ресторанах, супермаркетах и кинотеатрах работают на то, что клиенты уже не усматривают в этих продуктах ценность, за которую нужно платить деньги. Она стала доступной. С другой стороны, рекламодатели получили возможность размещать свои сообщения в очень широком спектре каналов коммуникации, в котором печатные медиа — слишком дорогие и не самые эффективные.
Лишенные поступления денежных потоков из маркетинговых бюджетов компаний, редакции уже не могут содержать высокопрофессиональных авторов, в связи с чем уровень профессионализма, а значит и товарная привлекательность печатных изданий, падает. Отметим, что реклама в печатных медиа размещалась бизнесом многие годы скорее по привычке, по инерции. Этот пункт был привычной строкой в годовом бюджете отдела маркетинга, чем-то вроде must have солидной компании. Кризис 2008–2009 подействовал на ситуацию как холодный душ.
Когда в компаниях началось повальное сокращение бюджетов, в числе первых были вычеркнуты именно данные позиции. Так издания лишились большинства своих рекламодателей. Пир закончился. В итоге для того чтобы выжить, редакции печатных СМИ сегодня ищут различные способы. Причем это касается всех изданий — деловых, развлекательных, отраслевых. Кто-то договаривается с десятком компаний за определенную плату в течение года размещать не менее энного количества комментариев сотрудников топ-ранга, некоторые владельцы бизнесов становятся колумнистами, ведущими специализированных рубрик, а есть и такие издания, которые полностью продаются одной компании, по сути становясь корпоративными. Так издания теряют свою историческую миссию — формировать объективный пул новостей и знакомить с ними общественность. Допустимую степень «потери лица» ради выживания редакции печатных медиа определяют в индивидуальном порядке. Самое важное для PR-специалиста компании — понимать данные процессы и не стать тем самым конкурентом «друга» редакции, который оплачивает содержание данного СМИ и чьи интересы для редакции — это «приоритет номер раз».
Интернет в данной схеме оказывает на традиционную модель СМИ разрушающее влияние. И основная причина конфликта состоит в том, что информация теперь производится большим количеством пользователей, которые не требуют за свою работу гонораров. Они пишут по собственной инициативе на всевозможные темы, формируя феномен массового публичного авторства. Таким образом, мы приходим к ситуации, когда информация лежит в открытом доступе, и за нее нет необходимости платить. Более того, активность в интернете отдельных авторов обуславливает противоположную ситуацию: информация становится навязчивой, ее много. Авторы стремятся ознакомить нас со своим мнением только для того, чтобы мы выразили им свое отношение к размещенной информации — написали комментарий, нажали на кнопку «like» или «+1».
Действительно, многочисленные мнения, заметки, публикации, посты в интернете создают лишь многобуквенный шум. Однако в этой «каше» частных мнений происходит феноменальный процесс самоорганизации. Социально значимые новости дублируются, редактируются, переписываются множеством авторов и после накопления некой критической массы, самые важные из них выходят в топ-темы интернета. Происходит так называемая возгонка темы с помощью вирусного редактора интернета. (…)
Для компании сегодня открылись невообразимые и немыслимые ранее возможности создать собственный прообраз медиа. Никогда ранее компания не имела столько возможностей создать свои каналы коммуникации с аудиторией. За любую публикацию в СМИ раньше нужно было платить. Сегодня интернет открыл доступ к потребителям. Поэтому наиболее гибкие компании стремятся создать, а некоторые уже с успехом создали собственные медиа-ресурсы, наполняя их контентом собственного производства. Это тексты, фото- и видео-материалы.
Некоторые компании, формально не являясь лидерами рынка, достигают феноменальных успехов только потому, что становятся информационным лидером и поставщиком важных и значимых тематических новостей для всей отрасли. К примеру, в новости об участии компании в международной выставке, всем игрокам рынка будет интересен обзор ее участников, интервью с ключевыми персонами, информация о трендах, исследованиях, новинках, технологических приемах лидеров. И если такого рода обзоры на эту и другие темы будет делать одна и та же компания, ее репутация и авторитет в профессиональных и деловых кругах будет, безусловно, расти.
http://acmu.com.ua/banners/93/
|