Тамара Сухенко, сертифицированный коуч ECF, психолог, фасилитатор, тренер, PhD. Автор книги "Как выбрать профессию будущего. Руководство по профориентации для молодежи в возрасте от 13 до 80 лет" и авторской тренинговой программы для подростков.
Наши
дети выбирают профессию совсем в других условиях, нежели это делали мы или наши
родители. Сегодня никто из нас не может с высокой долей точности утверждать,
что те профессии, которым обучают в вузах, останутся
«живыми», а дипломы будут востребованной валютой. Разрыв между реальным
запросом работодателей и программами обучения огромен, и он продолжает
углубляться. На что ориентироваться в такой изменяющейся среде, чтобы оказать
поддержку детям?
Проведя
сотни консультаций родителей с подростками относительно профессионального
выбора, хочу обратить внимание на несколько проблемных вопросов:
1.
Одной из серьезных угроз является чрезмерное очарование родителей своими
знаниями и успехами, титулами и бизнесами. Во-первых, это
порождает категоричность в общении, безапелляционные советы и рекомендации о
том, «как устроена жизнь». Дети это ощущают, как движение танка, под который
лучше лечь. Во-вторых, полная уверенность в том, что источники
успеха взрослого в прошлом станут причиной успеха детей в будущем. В связи с
этим полезно напомнить «жизненный цикл индейки» перед Днем благодарения:
индейка, получая каждый день хорошую порцию еды и питья, была уверена, что так
будет всегда, однако все же наступил день, когда что-то пошло не так. Дети
гораздо ближе к будущему, чем мы, они интуитивно чувствуют его лучше.
2.
Второй проблемой я бы назвала то, что родители «молятся» не тем богам – ЗНО и
дипломные корочки стали теми формальными целями, которые могут увести детей с
их собственного пути… «Бог», на которого, вероятно, стоило бы
молиться – неизвестность, работа с ней, навыки встречи с ней и умение
обходиться, превращая ее в возможности. Давайте только поразмышляем, как много
неопределенности в жизни современных детей? Они ведь лишены возможности
выбирать - школу, предметы обучения, способы и темп обучения…
3.
Третий вопрос — представление о линейности жизни. Последовательность
«детский сад — школа — институт — завод» устарела. Во-первых, не каждый
человек выбирает направление обучения и профессию, когда социум велит. Такие
решения не могут быть приняты всеми одномоментно, массово, в возрасте 13-17
лет, не имея за плечами опыта социальной жизни, кроме школьного. Каждый ребенок
– уникальный человек, который сделает выбор вовремя. И понятие «вовремя» —
индивидуально. Другой вопрос, что делать, пока ребенок не определился. И если в
западной практике для этого есть варианты – например, gap-year, работа
официантом, то у нас родители настаивают на единственном сценарии — ты должен
поступить в вуз сразу после окончания школы!
4.
Четвертая «болевая» точка – обесценивание идей и фантазий детей. За
каждой такой мечтой — их энергия на ее воплощение, скрытые возможности для
линкования этих желаний с мотивацией к обучению, проверке и развитию своих
навыков, исследованию возможностей, к умению переводить желание в цель и
реализовывать. Вместо этого часто звучит: «разве это серьезно?», «да на этом
никогда не заработаешь!», «кому нужны сегодня гуманитарии?!», «это
непрактично» и др.
Следовательно, исходя
из потребностей времени, сегодня наша помощь в выборе профессии и будущего —
это:
1.
Прежде всего стратегия — «не навреди», не стой на пути!
2.
Создавать развивающую среду, где ребенка ожидают разнообразные и
необычные темы и задачи; где присутствует общение с интересными людьми,
различными по социальному статусу, возрасту, профессиям, интересам; где
путешествия связаны со встречами с неизвестностью; где ребенок учится
выбирать, принимать решения и брать ответственность за последствия своих
действий или бездействий; где развиваются ключевые навыки XXI века,
многократно описанные футурологами. По мнению эксперта в образовании Кена
Робинсона, это любознательность, творчество, критическое мышление, умение
общаться, сотрудничество, сочувствие, самовластие — как связь между
внутренним и внешним мирами, гражданское сознание.
3.
Доверять идеям, мечтам, фантазиям детей, проявлять интерес к ним,
поддерживать и приглашать реализовать ту часть желаний, которая возможна здесь и
сейчас. Жизнь уже идет, она не начнется только после окончания учебных
заведений.
4.
Освободиться от собственных стереотипов и ограничений, как минимум –
не навязывать их детям. Ведь работу и специальность сейчас не обязательно
выбирать одну на
всю жизнь. А получение высшего образования не гарантирует успешной карьеры. Мир
не делится на технарей и гуманитариев. А профессии вполне реально создавать
«под себя».
5.
Наблюдать за детьми в различных сферах деятельностях, формировать среду, в
которой они могли бы чувствовать себя комфортно и пробоваться в разных
ролях. Социальная проблематика предоставляет сейчас множество
возможностей быть привлеченным к различным активностям. Это дает понимание
актуальных для общества проблем, ведь часть из них решать придется именно
следующим поколениям.
6.
Отслеживать современные тренды на отечественном и мировом рынке
труда. Одним из интересных трендов, кстати, является увеличение
спроса на гуманитариев. Миллиардер Марк Кьюбан считает, что именно они смогут
формировать идеи и осмысливать данные, собранные алгоритмами. Business Insider
обращает внимание на этот тренд, публикуя списки успешных IT-предпринимателей
без технического образования. А в Ирландии преподавание философии ввели в
школьные программы с 12 лет. Об этом свидетельствует также тот факт, что
только 30% молодежи, строя свою карьеру в Кремниевой долине, имеют инженерные
дипломы, остальные — гуманитарии. Алгоритмы и роботы точно не справятся с
человеческими отношениями, поэтому личности с развитым эмоциональным
интеллектом будут востребованы на всех управленческих должностях, а также в
сферах, требующих эмпатии, то есть чувствительности к людям.
Автор: Тамара
Сухенко, сертифицированный коуч ECF, психолог, фасилитатор, тренер, PhD. Автор
книги "Как выбрать профессию будущего. Руководство по профориентации для
молодежи в возрасте от 13 до 80 лет" и авторской тренинговой программы для
подростков.
http://humantime.com.ua/blog/kak-my-roditeli-meshaem-detyam-s-vyborom-professii-1
|