По моим наблюдениям офисной жизни в компании можно выделить несколько типов сотрудников. Знакомьтесь, на сцене: кухонные комбайны и плееры. Каждая категория обладает определенной спецификой, достоинствами и недостатками. Узнав себя в облике этих нехитрых электроприборов, постарайтесь в дальнейшей профессиональной деятельности усилить положительные свойства, присущие Вашей группе, снизив негативные.
Комбайны родились в 60–70-е годы прошлого века. Они воспитывались в годы Советского Союза со всеми вытекающими последствиями. Это и чувство ответственности, коллективизм, максимально добросовестное отношение к своим обязанностям. Для них расширение сферы компетенции и зон ответственности – естественное явление. За 2-3 года кухонные комбайны успевают «нарастить» такое количество «съемных насадок», что, по сути, осваивают несколько смежных профессий. К примеру, менеджер по рекламе в компании, возможно, даже не осознавая этого, может выполнять работу брэнд-менеджера (выбивая и отрабатывая маркетинговые бюджеты производителей), PR-специалиста (полностью закрывая вопросы внешних запросов СМИ, размещая Новости на внешнем сайте компании), да еще и решая задачи в сфере внутренних PR-коммуникаций (сферы, которая относится к компетенции HR-службы), ведя проект корпоративного издания и организовывая корпоративные вечера. Такой «многостаночник» работает за четверых, получая зарплату одного сотрудника.
Плееры – дети перестроечного периода, их год рождения приходится на 80-е двадцатого века. Отсутствие идеологии в период воспитания этих личностей сказался на более свободолюбивом нраве. В отличие от комбайнов, чья молодость в 90-е годы прошла в период нестабильности, мизерных зарплат и отсутствия возможностей для самореализации, плееры в этот период учились в школе и эти проблемы их не коснулись.
Плееры из разряда ТОП-менеджмента абсолютно легко высказываются о недостатках в работе «священных коров» организации, они легко находят место в придворной свите первого лица компании, чем вызывают глубоко замаскированную ненависть комбайнов. Плееры относятся к работе как к игре с аудио-визуальной демонстрацией результатов своей работы руководству. Они мастера представить все в выгодном свете. Поэтому, делая, что называется «в сухом остатке» гораздо меньше комбайнов, они быстро выходят на ведущие позиции в иерархии, легко и непринужденно завоевывая «место под солнцем».
Если комбайны больше всего ценят в работе стабильность, плееры – возможности: ЧТО данная компания может дать в виде краткосрочной выгоды. Это хорошо иллюстрирует вид обучения, которые выбирают эти категории: комбайны склонны к основательному и долгосрочному MBI, плееры выбирают множество краткосрочных тренингов и мастер классов по лидерству, ораторскому мастерству, тайм-менеджменту.
Комбайны очень болезненно расстаются с работой, тяжело и с большими стрессами проходит и процесс инкорпорации на новом месте. Плееры расстаются с работой относительно легко. Особенно, если они видят, что отдают прежнему месту работы больше, чем получают. Новую работу находят легко, так как умеют правильно себя подать.
Частным случаем, имеющим место быть в организациях, является еще один электроприбор – «чайники». Они устроены гораздо проще своих собратьев и с ними действует принцип: «Нажми на кнопку – получишь результат». Для чайников ДИ (должностная инструкция) – это основополагающий документ и объяснение руководителя, что вписать в него все виды работ невозможно ими не воспринимается. Они, к примеру, на постановочном собрании о плане работ на завтра могут себе позволить встать, выключить компьютер и начать одеваться. А на недоуменный вопрос руководителя: «В чем дело?» ответить: «Рабочий день закончился, ровно в 9 завтра я буду на рабочем месте, и мы продолжим». Виды работ, которые возникают по ходу трудовой деятельности, вызывают меркантильный вопрос: «Это не обсуждалось при приеме на работу, я прошу пересмотреть уровень моей зарплаты, если я должен буду это выполнять». В отличие от двух других категорий, образно этот «подвид» можно представить в виде спички: проделал механическое действие – она загорелась, но также легко и быстро обуглилась и потухла. Тогда как горение свечи куда более предпочтительный вариант.
Полезность и важность наличия описанных категорий в компании сложно переоценить. При всех своих положительных качествах и трудоголизме, комбайны очень консервативны. А в современном бизнесе, особенно на этапе стагнации, когда компания прошла период бурного роста и необходимы перемены, комбайны могут, сами того не осознавая мешать изменениям. Плееры, воспринимающие все новое легко и гармонично, быстро находят пути для гибкой подстройки себя и компании под меняющуюся рыночную ситуацию.
Интересны и различные отношения этих категорий к корпоративному инструментарию – корпоративным изданиям, корпоративным вечеринкам и т.п. Комбайны воспринимают каждый выпуск внутрикорпоративной прессы, как одно из серьезнейших достижений компании, с интересом читают каждый материал о коллегах по работе, с большой сопричастностью откликаются на предложение редакции КИ посотрудничать. Плееры к корпоративному изданию относятся без трепета, с прагматичным пониманием идеологической направленности и чутко реагируя на возможное корпоративное лицемерие и желание издателя приукрасить действительность. Корпоративные вечеринки для кухонных комбайнов – событие в жизни. Для большинства из них данное мероприятие сродни семейному празднику. При этом данная категория в меньшей степени придерживается объявленного дресс-кода, предпочитая классические консервативные туалеты. В отличие от них плееры с удовольствием готовят наряды в соответствии с концепцией праздника, активно шьют костюмы, готовят песни и сценки. И в числе первых, сразу вслед за руководством покидают праздник. Тогда как комбайны готовы пить и плясать до самой последней оплаченной компанией минуты.
Вывод напрашивается сам собой: комбайнам необходимо повышать гибкость и мобильность. К примеру, давать больше возможностей рассказывать о своих ноу-хау. В связи с большой зоной компетенции и собственными разработками в различных сферах профессиональной деятельности комбайны очень неохотно делятся знаниями. Таким образом, по их мнению, они теряют собственную значимость, уникальность и незаменимость. Поэтому корпоративное издание в данном случае служит инструментом отчуждения знаний.
В работе с плеерами важно повышение лояльности к компании. К примеру, корпоративный журнал, как нематериальное бонусирование такого сотрудника может способствовать постановке им во всеуслышание определенных целей и задач, не решить которые (и перейти на новое место работы) плеер не будет иметь морального права. Еще один прием – это озвучивание помощи и содействия, в которых нуждаются другие департаменты и решению которых сможет поспособствать именно плеер. Справедливости ради нужно сказать, что плееры – очень ценный ресурс компании. Именно они развивают бизнес, чувствуют тренды и возможности, лобируя инновационные направления деятельности и методы работы. При этом для них величина зарплаты стоит далеко не на первом месте. Поэтому переманиваются они обычно с помощью наживки в виде более статусной должности, более звучного бренда компании, социального пакета и возможностей обучаться за счет компании. Удержать плеера в организации можно, работая над этими возможностями и открывая дополнительное поле для их самореализации, например, с помощью персональной авторской рубрики в корпоративном издании.
Попробуйте теперь определить, какой стиль преобладает у вас, какую роль вы играете с большим удовольствием и большими результатами. В прикладной части - в работе в качестве руководителя данная категоризация дает ключ к пониманию психологии, причинно-следственных связей и мотивации. Все это позволит Вам лучше понимать своих коллег и добиваться поставленных бизнес-целей. |