Иван Липтуга, руководитель департамента туризма и курортов Министерства экономического развития и торговли Украины.
Прошёл год с момента, как мы с Алексеем Евченко стали финалистами конкурса на роль советников министра экономики по вопросам развития туризма. За год многое было сделано. С нуля был создан отдел, затем управление и недавно утвержден департамент туризма и курортов. Созданы Совет туристических городов и регионов Украины, Научный совет по вопросам образования, профподготовки и стандартизации. Украина была представлена национальными павильонами на крупнейших международных выставках в Лондоне, Барселоне, Берлине, Франкфурте и Киеве. Разработана стратегия развития туризма и курортов до 2020 года. Ведётся системная работа по совершенствованию правовой базы, отраслевых стандартов, образования и профподготовки и маркетингу Украины в целом, а также регионов и городов. Все это мы делали и продолжаем делать при нулевом государственном финансировании сектора туризма, путём консолидации участников рынка и привлечения иностранных партнёров. Этот год показал, что все возможно сдвинуть с мертвой точки, главное чтобы было желание, ведь нежелание — это тысяча причин, а желание — тысяча возможностей!
Предлагаем вашему вниманию интервью с Иваном Липтугой, опубликованное накануне Бизнес-форума "Инновации в коммуникациях Тренды 2016".
- Иван, у вас колоссальный опыт работы в бизнесе на позиции вице-президента компании ПЛАСКЕ. Также вы занимались большим количеством социальных проектов. С какой темой вы будете выступать на Бизнес форуме «Инновации в коммуникациях»?
И.Л.: На конференции я расскажу о корпоративных проектах, которые имеют свою давнюю историю и выходят с ежегодной периодичностью. Это Одесский календарь, отсчитывающий годы Одессы. В этом году он посвящен истории улицы Преображенской; 62-й выпуск Одесского альманаха "Дерибасовская – Ришельевская"; а также второй музыкальный альбом клуба Амбассадоров в совместном исполнении групп Jam Band и Славяне — "В Одессе все свои" с песнями разных народов Большой Одессы. Эти социальные проекты поддерживают АО "ПЛАСКЕ", Торговая марка "GST", Одесский литературный музей, Всемирный клуб одесситов и Клуб Амбассадоров Одессы. Можно сказать, что данные проекты стали доброй традицией и являются подарком ко дню рождения города.
- В этом году Одесса отпраздновала 221 годовщину. Как были представлены перечисленные проекты общественности?
И.Л.: Презентация календаря и альманаха – это отдельное событие, которое каждый год, с большим воодушевлением ждут одесситы и СМИ. Мы традиционно проводим его в Литературном музее. Доносим аудитории главную идею и ценности проектов, представляем авторов и творцов - подрядчиков. А в качестве культурной составляющей для гостей проводим концертную программу. Можно сказать, что презентация календаря - это наша традиция вместе с одесситами встречать Новый Одесский год.
- Какие еще проекты этого года стоит вспомнить?
И.Л.: Я думаю, что актуальным для других городов будет наш опыт проведения конкурса на рецепт и воплощение одесского торта. Ведь у каждого яркого города существует свой сладкий символ: Вена – торт «Захер», Прага – классический Пражский торт, а гости Киева обязательно привозят домой знаменитый Киевский торт. Вот и Одессе пришло время разработать сладкий символ города. Победителем конкурса стал торт «Фонтан», автор – Ирина Завезион. По заказу оргкомитета конкурса в студии Ивана Воина был разработан логотип торта.
- Да, логотип получился замечательный. И важно, что все визуальные коммуникации основаны на бренд-буке Одессы. Как вы сами оцениваете брендинг Одессы? Был период, когда его категорически «не принимали» на отдельных площадках в интернете.
И.Л.: Изначально логотип Одессы создавался с целью продвижения туризма, за три года своего существования он продемонстрировал классический кейс современного брендинга городов, достойный изучения в школах по маркетингу. Любой бренд города должен выжить в многогранной и сложной природе сообществ, состоящей из независимых и порой конкурирующих сторон. Бренд города должен выдержать испытание временем, общественными дебатами, политической критикой и вниманием СМИ. Успешным примером территориального брендинга можно считать тот, который используется горожанами самостоятельно без навязывания, так как жители города являются главными выгодополучателями и послами бренда, именно они ретранслируют бренд в мир. Удачным городским брендингом можно считать тот, которому горожане сами каждый день придумывают новые воплощения в жизни!
- Как вы считаете, где молодым специалистам сегодня черпать полезную информацию?
И.Л.: Я считаю, что следует учиться у практиков. К примеру, в августе мы провели дизайн-практикум в Одессе. На мероприятии были затронуты темы: навигация, графический и информационный дизайн (указатели, вывески, уличная мебель и другие объекты), которые обязательно должны быть в каждом уважающем себя городе, а тем более в Одессе. Практикум прошел под руководством дизайнеров и арт-директоров Студии Лебедева, в режиме, максимально приближенном к реальной творческой работе над проектами в жизни. На мероприятии были предложены различные решения дизайна среды. Рассмотрены технологии разработки и реальные кейсы. Участники имели возможность генерировать идеи прямо во время обучения. Лучшие идеи будут отобраны и воплощены в жизнь в городском пространстве.
- Перечисленные проекты – лишь малая часть проделанной работы. Важно, что вы сочетаете форматы общественных обсуждений и генерирования идей, подключаете к разработке высококлассных профессионалов и делаете все последовательно – шаг за шагом, системно – из года в год.
И.Л.: Да, в брендировании городов, туризме, социальных проектах важна синергия общественности, бизнеса и профессиональных творцов. А в разработке каждого проекта стоит начинать с ценностной – смысловой составляющей. Это сердце проекта. Но не менее важной является оболочка. Оформление должно быть приятным глазу, современным, выполненным на основе трендов в дизайне. Также важно постоянно поддерживать коммуникации с лидерами мнений, широкой общественностью, быть в информационном поле – принимать участие в прямых эфирах, быть открытым для СМИ. Подытоживая сказанное, хочу отметить, что многие решения важно принимать системно, на уровне государства и общественности. Тогда каждый город будет иметь свое привлекательное лицо, а украинскому бизнесу будет престижно поддерживать социальные проекты. На форуме «Инновации в коммуникациях» я также планирую затронуть тему "Роль корпоративных медиа в туристической индустрии Украины". Уверен, что в понимании значимости такого сотрудничества и путях реализации кроется огромный потенциал.
- Иван, спасибо большое за интервью и поздравляем с назначением на должность Руководителя отдела развития туризма Министерства экономического развития и торговли Украины. Вам предстоит много работы. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. В добрый час!
И.Л.: Спасибо! Увидимся на Бизнес форуме "Инновации в коммуникациях. Тренды" в Киеве.
- До встречи!
Беседовала Оксана Тодорова
|